0

Искусство

Лаула 1 year ago 0

Культурная эстафета: соцреализм в искусстве Казахстана ХХI века


Бекежанова Л.Ж., магистрант,
Казахская Национальная Академия им. Т. К. Жургенева
Г. Алматы, Казахстан


Аннотация. В статье дается краткая история возникновения и развития социалистического реализма в искусстве Советского Казахстана, рассматриваются пути его влияния на современную художественную практику казахских мастеров.Наследие соцреализма прослеживается в культуре настоящего времени, приводятся примеры активного использования его методов в творчестве как метров, так и молодых художников Казахстана.

Ключевые слова: казахское изобразительное искусство, социалистический реализм, искусство, живопись, художники.

Понятие соцреализм возникает в результате серьезных дебатов по поводу развития искусства СССР на заре его становления, состоявшегося в начале тридцатых годов ХХ века. Революционные идеи кубо-футуризма, витавшие в воздухе русского искусства начала прошлого века, были подвергнуты резкой критике прежде всего со стороны властей. В целом острой критике подвергалось все искусство того периода. И, как известно, начало всему было положено в 1932 году на сьезде литературных деятелей советского государства, где с пламенной речью выступил М.Горький. Там же впервые прозвучал лозунг и термин «социалистический реализм».
Соцреализмбыл одобрен властями как наиболее соответствующее требованиям, целям и задачам властей течением в искусстве.Само руководство «пролетарским направлением» в художественной культуре позволяло контролировать свободу творчества в стране в целом.Но наиболее важным вопросом времени являлись пропагандистские возможностиискусства в продвижение новой государственной идеологии. Население нужно было«просвещать» всеми возможными средствами, в первую очередь через художественную культуру. Был выдвинут и, - почти на всем протяжении существования огромной империи,- действовал лозунг «Искусство принадлежит народу», посредством которого власть стремилась и контролировать и направлять в нужное им русло творческую мысль своих граждан. Все выше изложенное изучено в трудах советского, позднесоветского и постсоветского времен в публикациях: Сарыкуловой Г.А, Рыбаковой И., Копбосиновой Р., Габитовой М., Ергалиевой Р.А. Труспекова Х.Х., Шарипова Д.С и др. А также в исследованиях Б. Гройса, Чегодаевой М., Сальниковой Е и других российских исследователей.
В результате искусство становилось «единым полем» жесткой пропаганды достижений страны победившего социализма и его стремлений в создании идеалов «гармонично развитой» личности. Положительнойстороной такой агитации является то, что, она настраивала психику человека на позитивное восприятие жизни, на деле далекой от идеала. Вера в светлое будущее было действенным инструментом в данном случае, люди принимали эту иллюзию за истину.
При этом следует вспомнить, что в истории период двадцатых годов прошлого векахарактеризуется отрицанием традиционных ценностей на всех уровнях и провозглашением новых революционных идей по переустройству мира (1, 2). В советском государстве утверждиласьпрограмма «искусство для народа». Именно в этот период были открыты многочисленные музеи, стояла задача трудового воспитания через искусство и создание новой культуры.Любая иная система, воспринималась как буржуазная или антисоветская.Таким образом, «соцеалистический реализм» как стилевое направление было обращено к массам. Вся мошь ее агитационной сути выразилась в «многотиражных» вариациях образов вождей.
В период соцреализма художники и люди искусства выступали в роли «переводчиков», а точнее трансляторов новой культуры и новых традиций под диктатом властей. То есть советское искусство создавало новые традиции взамен старых, разрушавшихся госаппаратом страны. Само формирование советского искусства было связанно с переустройством всего общества(1).
Из литературных источников советской поры мы можем почерпнуть следующее: весь этот процесс не мог реализоваться без культурной революции, которую В.И. Ленин считал одной их важнейших предпосылок перехода к социализму в Советском Союзе. Строительство социализма в стране было тяжелым и сложным. И в искусстве соцреализма также были свои сложности в борьбе с различными направлениями «буржуазного искусства». Курировать ее – была одна из главнейших задач коммунистической партии, посредством которой на протяжении семидесяти лет огромной страной руководила власть.
Выдвинутые лозунги по сохранению исторического наследия способствовали организации и развитию музеев, собиранию фондов и бережному хранению экспонатов. Большой пропагандистский смысл вкладывался в ленинскую фразу: «Красивое нужно сохранить, взять его как образец, исходить из него, даже если оно «старое». Во всей последующей истории жизни Советского Союза огромное значение имели высказывания Ленина, в том числе и для формирования искусства социалистического реализма.
Наиболее цитируемым и хорошо известным явлется ленинский план монументальнойпропаганды, агитационная сущность которого обращает внимание всех исследователей. Этот план во многом определил становление и развитие советского искусства, его направленность на массы.
Осуществление это плана получило развитие еще в 1918 году декретом Совета Народных Комиссаров (в который входили: А. Луначарский, Сталин, В. Ульянов) «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их услуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции» (3).Обстановка в искусстве в период гражданской войны была очень сложная и непростая. Интерес народа к искусству разбудило появление многочисленных художественных студий, большое распространение получила и художественная самодеятельность. Проект коммунистов ставил перед художниками задачу по выполнению идейно-творческих задач. В разных городах советского союза началось сооружение временных памятников революционерам, общественным деятелям, философам, ученым художникам и т.д. В этом проекте приняли участие многие художники-скульпторы Н.А. Андреев, М.Г. Манизер, В.А. Синайкий, В.В. Лишев и др.
Пропагандистские позиции отмечаются во всех видах искусства советской державы в годы ее становления. Большую роль в ней играют светлые праздничные композиции на темы «счастливой жизни» страны и ее граждан. Целых три десятилетия художники только прославляли деяние партии и правительства в своих произведения довоенного и послевоенного периодов. Изобразительное искусство Казахстана этого периодаосвещено в трудах наших искусствоведов, например, в книге Д. Шариповой «Очерки казахского изобразительного искусства» (4).
Эта пропаганда отразилась на художественной жизни страны даже на рядовом уровне, хотя бы в красочном оформление городов в дни революционных празднеств. Пропагандистские устремления власти (через творчество художников) внушили миллионам граждан значимость идеалов революции в масштабах огромной страны, стремились убедить народ, в том, что он является «хозяином своей судьбы». Благодаря давлению, им удалось загнать в подполье все другие направления искусства ХХ века.

Соцреализм в изобразительном искусстве Казахстана.

Хорошо известно, чтостановление профессионального казахского искусства связано с историей ХХ века, когда через русскую культуру были заимствованы все современные методы и принципы художественного творчества. И на данный момент творчество казахских художников привлекает внимание в отечественной, российской, а также мировой культуре ХХ века.Особое место здесь отводится полотнам казахских советских художников. Это связано с тем что, появляется большой интерес к искусству советского периода,к искусству Казахстана в частности. Новое поколение художников впитало в себя все богатство национальной культуры, художественный опыт предшествующих поколений и, конечно,они воспитаны на шедеврах русского и мирового искусства.
Опыт полученный казахскими художниками при обращении и приобщении к русской культуре, русской художественной школе не могло не оставить большой след в творчестве. В этой связи есть все основания говорить о своеобразном явлении, что было следствием слияния, соприкосновения двух разных культур - европейского и национального типов.
Государство одобряло все то, что было связано с традиционным толкованием методов, основанных на базе академической школыизобразительного искусства. То есть это реалистический способ изображения, хорошо отработанный за историю развития искусства со времен Возрождения до русских передвижников ХIХвека (2).
Именно этот метод, метод академического реализма и был культивирован в пространство казахского советского искусства. Он понятен простому люду из-за ясности языка выражения.
Метод социалистического реализма всячески поддерживался в выборе работ мастеров на выставках, отмечался в публикациях, что способствовало укреплению ее позиций в развитии соцреализма во всех союзных республиках в СССР.

Как ни странно, но благодаря методом соцреализма (натурализма в перую очередь) произведения это периода являются источниками, а также хранителями духовности народа. Это большая удача, что в современном мире, благодаря картинам, мы можем наблюдать быт и жизнь нашего народа в период существования Советского Союза, когда многие традиции еще прочно сохранялись.
Например в работах А. Кастеева, А. Исмаилова, Сахи-Романова,А. Молдабекова и других, а также в трудах поколения шестидесятников, семидесятников.
Неоценим вклад русско-советских мастеров Н. Хлудова, А.Черкасского, Л.Брюмера, А. Подковырова, А. Риттиха, Б. Урманче, Н Крутильникова, В. Эйферта и т.д.
Особое место в истории казахского искусства занимает поколение мастеров середины ХХ века. Одержимые великой жаждой знаний, талантливые молодые тогда люди стремились познать тайны профессионального мастерства в центральных вузах страны. В период с 1951-1959 годы в Казахстан вернулось больше двадцати молодых специалистов, получившие высшее образование в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной, закончив московские художественные вузы. Это художники С.Мамбеев, К.Тельжанов, М.Кенбаев, Н. Нурмухаммедов, Г. Исмаилова, А.Степанов и многие другие. Творчество живописцев дало мощный толчок развитию изобразительного искусства Казахстана. В произведениях данных мастеров наблюдается огромный интерес к национальному своебразию жизни казахского народа, быту и традициям, мировозрению, национальному типу характера. Все эти художники являли собой яркие индивидуальности.
Изучение соцрелизма в работах художников с номадическими корнями прошлого помогает глубже вникнуть в основу традиционного искусства и понять духовные ценности современного культурного наследия. Художественные принципы традиционной казахской культурыв их полотнах сумели не столько сохраниться, сколько трансформироваться в новые образы и новые формы отражения современного им мира.
Стремясь соответствовать требованиям государственной идеологии, художники не только приукрашивали действительность, но и по настоящему отразили реалии своего времени. В особенности в период вошедший в историю как «оттепель». В полотнах мастеров шестидесятых-семидесятых годов проявились вся сложная картина бытия мира советского человека. Наряду с восхищением героическим освоения космического пространства, что многократно выразилось в монументальном искусстве, живописи, графике Казахстана, желание вырваться из оков тотального диктата во всем и вся(в искусстве - диктата единого стилистического направления соцреализм), явилось одним из опознавательных признаков данного времени (2.)
Но, несмотря на критику, наследие социалистического реализма четко прослеживается в живописи казахских художников и в настоящее время. По прежнему достижения страны, ее история, героический подвиг предков чаще всего трактуются в рамках методов соцреализма.
Так, в числе старшего на данный момент поколения мастеровесть место известному художнику Казакбаю Ажибекулы (настоящее имя КазбекАжибекулы). Лауреат премии Союза молодежи РК, обладатель стипендии Президента РК, дипломант многих международных, республиканских выставок и конкурсов он является учеником живописца К.Дюйсембаева. В числе своих наставников называет также Ш. Сариева, А. Жумабаева, и на протяжения ряда лет сам продолжает дело своих учителей.
Произведения мастера наглядно иллюстрируют степень приверженности автора к хорошо усвоенному стилевому принципу соцреализма. Точнее методы работы в академически выверенной форме являются для художника приоритетными.
Мастер работает преимущественно в историческом и бытовом жанрах, в которых изображает быт и историю народа Казахстана.
Если КазакбайАжибекулы уже состоявшийся мастер, воспитанный еще в советских школах, то молодая художница НаргизАлибек из поколения суверенного Казахстана. Получив профильное образование сначала в художественной школе им. А. Кастеева, затем закончив колледж при КазНАИ им. Т. Жургенова, она поступила на станковую живопись той же академии. На данный момент обучается в магистратуре.
Живописные полотна художницы посвящены бытовому жанру, техника исполнения которых соответствуют академической школе изобразительного искусства, что мы отметили как основу соцреалистического метода работы.
В творчестве ее интерес к традиционному миру кочевой культуры казахского народа продиктован желанием сохранить (но теперь уже в памяти) светлый образ о прошлом, о том, что являлось истоком всей жизни этого края. Она с большой любовью создает в своих полотнах идиллию и гармонию народной культуры, традиционно сложившейся в искусстве Казахстана периода соцреализма, и не случайна здесь реалистическая форма выражения: она позволяет зрителю воспринимать мысли автора без «переводчиков».

Итак, социалистический реализм, явившийся фундаментом в формировании казахского изобразительного искусства, продолжает свое развитие и на настоящий момент. Эстафета перенята уже некоторой частью молодого поколения художников.

Использованная литература:
1.Гройс Б. Искусство утопий. М., Художественный журнал, 2003, с. 319
2. Труспекова Х.Х. Авангардные идеи ХХ века в живописи и актуальном искусстве Казахстана. Алматы, 2011, с.376
3. Декреты Советской власти. Том II. 1918 г. М.: Государственное издательство политической литературы, 1959.
4.Шарипова Д.С. Очерки казахского изобразительного искусства. Алматы, 2008, с.35
5.Сарыкулова Г.А. Очерки изобразительного искусства Казахстана. Изд. Наука, Алма-Ата, 1977
6.Графика Казахской ССР. Альбом, составитель Н.Б. Нурмухамедов, Изд-во Жалын, Алма-Ата, 1978, 128